ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОМУ НУЖЕН ПРОЕКТ ПДВ
Проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) – документ, в котором рассчитываются выбросы от стационарных источников, с целью определения степени воздействия на окружающую среду и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. 
Нормирование в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ) и «Об охране атмосферного воздуха» (№ 96-ФЗ).

Проект ПДВ разрабатывается для предприятий, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и имеющих стационарные источники загрязнения атмосферы.

Стационарный источник – источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Источником выбросов считается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) веществ. Это могут быть дымовые и выхлопные трубы, вентиляционные трубы производственных помещений и т.п., испарения с открытых поверхностей жидкостей (резервуары, цистерны), поверхности испарения от очистных сооружений, места для хранения сыпучих материалов и т.д.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

Разработке проекта ПДВ предшествует инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация проводится инструментальными и расчетными методами.

Том ПДВ регламентирует нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от конкретных технологических процессов в совокупности с санитарными правилами и нормами. Устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов необходимо для каждого конкретного источника выбросов с учетом нормативов выбросов технического характера, а также загрязнения воздуха на фоновом уровне.

Правила установления допустимых выбросов вредных веществ определяются ГОСТ 17.2.3.02-2014. Порядок разработки проекта ПДВ устанавливается Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987), а также Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.).

На основании утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов выдается Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут устанавливать для указанных источников по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - временно согласованные выбросы).

Для установления временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).

Разрешение предоставляется:
  • для объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору – территориальными органами Росприроднадзора;
  • для объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Иркутской области – Министерство природных ресурсов и экологии поИркутской области).
Если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя производственных территорий или помещений, целесообразнее учитывать источники выбросов арендаторов в едином проекте ПДВ, что позволит получить реальную картину загрязнения воздушного бассейна. Однако законодательно этот факт не закреплен, поэтому вопрос разработки проекта ПДВ решается по согласованию сторон, что должно быть отражено в договоре аренды.

ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПДВ
  • оценка степени негативного воздействия выбросов конкретного хозяйствующего субъекта на атмосферный воздух;
  • в зависимости от степени воздействия при превышении показателей воздействия над нормативами качества атмосферного воздуха, разработка мер по снижению этого воздействия и оценка их достаточности;
  • разработка предложений по установлению нормативов ПДВ;
  • разработка плана-графика контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
  • разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
  • Результатом разработки Проекта ПДВ является утверждение нормативов в территориальном органе Росприроднадзора и получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Своевременная разработка проекта ПДВ позволит:
    • обеспечить стабильную работу предприятия в течение 7 лет без остановки производства;
    • избежать штрафов до 250 000 рублей;
    • снизить в 25 раз ежеквартальные платежи государству за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПДВ
    1. Сбор исходной информации для разработки проекта ПДВ. Наши специалисты проводят выездную инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также оценивают наличие необходимой документации по охране атмосферного воздуха на предприятии.
    2. Анализ полученных данных. При необходимости с привлечением аккредитованной лаборатории проводятся лабораторные исследования выбросов загрязняющих веществ.
    3. Определение выбросов расчетными (балансовыми) методами, оформление тома «Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
    4. Выполнение расчета приземных концентраций загрязняющих веществ, построение полей рассеивания загрязняющих веществ;
    5. Оформление проекта ПДВ в соответствии с действующими нормативными требованиями и утверждение Заказчиком;
    6. Согласование проекта ПДВ в уполномоченных органах исполнительной власти и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
    7. Наша компания выполняет проекты ПДВ различной сложности, независимо от направления деятельности предприятия.
    СРОКИ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ
    1. Срок разработки проекта ПДВ (без учета согласования в контролирующих органах) при предоставлении Заказчиком всех необходимых исходных данных в полном объеме может составлять от 2-ух недель до 3-х месяцев в зависимости от количества источников выбросов и производственных площадок предприятия.
    2. После разработки проект ПДВ проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу в аккредитованной организации, по результатам которой выдается экспертное заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным нормам и правилам. Срок проведения экспертизы зависит от сложности объекта и может составлять до 30 рабочих дней.
    3. Экспертное заключение подается в территориальный отдел Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения. Срок рассмотрения документов составляет до 30 дней. 
    4. Затем проект ПДВ в составе пакета документов на утверждение нормативов предельно допустимых выбросов проходит согласование в территориальном отделе Росприроднадзора, по результатам проверки Заявителю выдаются:
    5. - копия приказа об утверждении нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденные таблицы нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – для объектов, подлежащих федеральному государственному надзору. Срок рассмотрения документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 841 составляет 30 рабочих дней;
      - копия приказа об утверждении нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденные таблицы нормативов предельно допустимых выбросов - для объектов, подлежащих региональному государственному надзору. Срок рассмотрения документов может составлять до 35 рабочих дней.
    6. После получения утвержденных таблиц нормативов объекты, подлежащие региональному государственному надзору, подают пакет документов в МПР Иркутской области для получения Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок рассмотрения определяется регламентом соответствующего контролирующего органа и составляет до 30 рабочих дней.
    7. Параллельно с получением разрешения на выброс, проект ПДВ проходит рассмотрение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Иркутской области – Служба по охране природы и озера Байкал), результатами которого является согласование Плана мероприятий на период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Срок рассмотрения документов от 2-ух недель до 30 рабочих дней.
    СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ПДВ
    1. С Заказчиком согласовывается перечень источников выбросов и объемы нормативов выбросов;
    2. Заказчиком утверждается Инвентаризация источников выбросов, план-график производственного контроля, план мероприятия на НМУ, разработанный проект ПДВ и др. документация;
    3. Разработанный проект ПДВ проходит процедуру согласования в:
    • аккредитованной организации для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
    • территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре);
    • органах исполнительной власти субъектов РФ (в Иркутской области – Служба по охране природы и озера Байкал);
    • территориальном органе Росприроднадзора;
    • МПР РФ Иркутской области (для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области и подлежащих региональному государственному надзору).
      Компания СибЭкоПартнер обеспечивает полное сопровождение процедуры согласования разработанного проекта ПДВ. При наличии каких-либо замечаний со стороны контролирующих органов, наши специалисты оперативно устраняют их и производят доработку проекта.
    СРОК ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА ПДВ
    Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 7 лет при условии, что:
    1. На предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса;
    2. Не произошло появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.;
    3. Не выявлено не учтенных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, неверных сведений о расположении ближайшей нормируемой территории и жилой застройки.
    При наличии временно согласованных выбросов (ВСВ) срок действия разрешения – не более года.

    Нормативы предельно допустимых выбросов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность на Байкальской природной территории, пересматриваются и утверждаются ежегодно. Срок действия разрешения на выброс также составляет не более одного года.

    Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов, при наличии в составе утвержденной проектной документации на строительство или реконструкцию, нормативы ПДВ устанавливаются на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет).

    СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПДВ
    Стоимость разработки Проекта ПДВ зависит от количества производственных площадок, количества источников выбросов вредных веществ, от сложности технологических процессов и других факторов. На стоимость оказывает влияние наличие лабораторных исследований, срочность оказания услуг и т.п.
    Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы. В зависимости от потребностей Заказчика, мы стараемся найти индивидуальный подход, который основан на финансовых возможностях и потребностях Заказчика.

    Стоимость разработки проекта ПДВ (включая сопровождение процедуры согласования) составляет от 50 000 рублей.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ПДВ
    Ответственность за отсутствие проекта ПДВ предусмотрена ст. 8.21. КОАП РФ N 195-ФЗ от 30.12.2001 г.

    Статья 8.21.Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

    Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа:
    • на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
    • на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц от 180 000 до 250 000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Отзывы

    Выражаю благодарность коллективу за добросовестное отношение, высоко профессиональный подход к работе и качественную разработку проектов нормативов ПДВ для ООО «ИНК»
    Дьяков А.А.
    Директор департамента экологии и землепользования ООО "ИНК"
    Вернуться к списку