- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОМУ НЕОБХОДИМ ПРОЕКТ
- ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
- ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
- СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА
Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения").
Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель.
Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель (согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»).
Данный комплекс работ проводится согласно требованиям российского законодательства. Проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, а также соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при рекультивации земель являются обязательными.
Рекультивация земель проводится согласно требованиям:
- Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";
- Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 г. № 525 и Роскомзема РФ от 22.12.1995 г. № 67 (далее - Основные положения).
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при следующих работах (п.5 Основных положений):
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Согласно п.6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации нарушенных земель должна проводиться с учетом следующих факторов (п.1.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель"):
- природных условий района (климатических, педологических, геологических, гидрологических, вегетационных);
- расположения нарушенного (нарушаемого) участка;
- перспектив развития района разработок;
- фактического или прогнозируемого состояния нарушенных земель к моменту рекультивации (площади, формы техногенного рельефа, степени естественного зарастания, современного и перспективного использования нарушенных земель, наличия плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, прогноза уровня грунтовых вод, подтопления, иссушения, эрозионных процессов, уровня загрязнения почвы);
- показателей химического и гранулометрического состава, агрохимических и агрофизических свойств, инженерно-геологической характеристики вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель";
- хозяйственных, социально-экономических и санитарно-гигиенических условий района размещения нарушенных земель;
- срока использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений;
- охраны окружающей среды от загрязнения ее пылью, газовыми выбросами и сточными водами в соответствии с установленными нормами ПДВ и ПДК;
- охраны флоры и фауны.
Статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.
Согласно п.2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 514, в случаях, установленных законодательством РФ, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра РФ (на сегодняшний день указанные полномочия осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
При рекультивации земель, находящихся в федеральной собственности, проект рекультивации подлежит обязательному согласованию с Росреестром.
Таким образом, разработанный рабочий проект рекультивации земель согласовывают с заинтересованными землепользователями, органами государственного контроля за использованием и охраной земель, далее его утверждает заказчик.
Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего, или органов Минприроды России и Роскомзема.
Этапы рекультивации земель
Этапы рекультивации земель — последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель (согласно ГОСТ 17.5.1.01-83).
Рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01.
Согласно п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:
- грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
- освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
- строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
- устройство, при необходимости, дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
- устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов
- ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
- создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
- создание, при необходимости, экранирующего слоя;
- покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
- противоэрозионная организация территории.
Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа.
Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.
Порядок приемки и передачи рекультивированных земель
Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную Комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации
Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.
При приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:
- соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
- качество планировочных работ;
- мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
- наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
- полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
- качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);
- наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
- наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.
По результатам приемки Постоянная Комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.
Учет нарушенных земель
Наблюдение за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы осуществляется органами Роскомзема.
Ежегодная статистическая информация о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы составляется по состоянию на 1 января всеми организациями, проводящими работы с нарушением почвенного покрова, и после согласования с местными органами Минприроды России высылается не позднее 5 января соответствующим органам Роскомзема и Госкомстата России.
Рекомендуется проведение инвентаризации нарушенных земель не реже одного раза в 10 лет на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Основной целью разработки проекта рекультивации земель является получение разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Наличие проекта позволит:
- доказать инспектирующим службам, что Ваша деятельность законна;
- снизить негативное воздействие на окружающую среду;
- восстановить нарушенные земли, образованные в результате производственной деятельности;
- избежать штрафных санкций до 700 000 рублей (согласно ст.8.7 КоАП РФ).
- Сбор исходной информации.
- Разработка проекта рекультивации земель.
- Согласование проекта в Росреестре и получение разрешения на проведение работ.
- прямой запрет в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на разработку недр и проведение других работ с нарушением почвенного покрова;
- наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности территории, на которой предполагается осуществлять работы с нарушением почвенного покрова;
- несвоевременное и некачественное выполнение работ по рекультивации ранее нарушенных земель;
- отсутствие определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласований и других материалов, необходимых для оценки возможных негативных экологических и иных последствий, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, торфа и проведением других работ с нарушением почвенного покрова;
- другие основания, определенные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления.
СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
На стоимость оказывает влияние срочность оказания услуг. Полнота предоставления исходных данных.
Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.
В зависимости от потребностей Заказчика, мы стараемся найти индивидуальный подход, который основан на финансовых возможностях и потребностях Заказчика.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА
Ответственность за отсутствие проекта рекультивации земель предусмотрена статьей 8.7. КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.
Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – от 20 000 до 50 000 рублей;
- на должностных лиц – от 50 000 до 100 000 рублей;
- на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.