ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ/КОМУ НУЖЕН ПРОЕКТ НДС
Для соблюдения законодательства в области охраны водных ресурсов и для обеспечения норм качества воды разрабатывается природопользователями и утверждается контролирующими органами в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов.

Нормативы допустимых сбросов (НДС) - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Разрабатывать проект НДС обязаны все предприятия, учреждения и организации, имеющие один или несколько выпусков сточных вод в водные объекты.

Нормативы допустимых сбросов используются при:
  • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
  • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами;
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства;
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.
Величины НДС определяются, исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды (приказ Минприроды России от 17 декабря 2007 года № 333).

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Нормативы качества воды водного объекта включают:
  • общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
  • нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

  • При сбросе сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты нормативы химических веществ и микроорганизмов, нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных вод.
    Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1.

    В соответствии со статьями 44, 60 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты:
  • содержащие природные лечебные ресурсы;
  • отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

  • Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
  • зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

  • При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
  • осуществлять сброс в водные объекты сточных, в том числе дренажных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных, в том числе дренажных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;
  • производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
  • осуществлять сброс в водные объекты сточных, в том числе дренажных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

  • ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НДС
    Основной целью разработки проекта НДС служит получение разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, а также:
    • предъявление инспектирующим органам, при проверках источников сбросов, что Ваша деятельность не наносит вреда окружающей среде;
    • служит основанием для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
    В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на сброс, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

    Проект позволит Вам:
    • соблюсти требования природоохранного и санитарного законодательства;
    • избежать административной ответственности, предусмотренной ст. 18 ВК РФ, главой VIII КоАП РФ;
    • избежать уголовной ответственности, предусмотренной статьями 237 и 250 УК РФ;
    • сократить отрицательное воздействие на окружающую среду.

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НДС
    1. Сбор исходных данных для разработки проекта НДС, получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.Получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.
    2. Разработка проекта НДС.
    3. Разработка и согласование плана снижения сбросов (при необходимости).
    4. Сопровождение процедуры согласования проекта НДС в структурном подразделении Федерального агентства водных ресурсов до момента получения копии приказа об утверждении НДС (этапы утверждения НДС указаны в приказе Минприроды России от 02.06.2014 г. N 246).
    5. Подготовка пакета документов для получения разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, сопровождение процедуры рассмотрения документов в территориальном отделе Росприроднадзора.
    Основаниями для отказа в утверждении НДС, согласно приказу Минприроды России от 02.06.2014 г. N 246, являются:
    • предоставление пакета документов не в полном объеме;
    • несоответствие проекта НДС положениям приказа Минприроды России от 17.12.2007г.  № 333 и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.

    СРОКИ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА НДС
    Сроки разработки проекта НДС могут составлять от 1 мес. до 8 мес., в зависимости от сложности работ, количества выпусков, наличия необходимой документации (в том числе решения о предоставление водного объекта в пользование), оперативности предоставления требуемых данных Заказчиком.

    Срок рассмотрения документов для получения Разрешения на сброс

    Срок рассмотрения проекта НДС в структурном подразделении Федерального агентства водных ресурсов (далее - Росводресурсы) составляет 45 рабочих дней с момента регистрации документов Заявителя. В течении данного срока осуществляется:
    • проверка комплектности документов Заявителя;согласование НДС с соответствующими территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования);
    • подготовка приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении НДС, либо мотивированного отказа в утверждении НДС; 
    • выдача Заявителю заверенной копии приказа об утверждении НДС, либо мотивированного отказа в утверждении НДС;
    • внесение информации об утверждении документа в журнал учета принятых решений об утверждении НДС.
    При внесении изменений в приказ об утверждении НДС срок рассмотрения документов Заявителя составляет 15 рабочих дней со дня регистрации материалов.

    Срок рассмотрения пакета документов для получения разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в территориальном отделе Росприроднадзора составляет 30 рабочих дней.

    СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА НДС
    Согласно приказу Минприроды России от 17 декабря 2007 года № 333 НДС утверждаются:
    • при установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта – на 5 лет;
    • при установлении НДС с учетом разбавления – на 3 года.
    Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:
    • при изменении более чем на 20 % показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
    • при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
    • при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

    СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НДС
    Стоимость работ по разработке проекта НДС зависит от объема и сложности работ и устанавливается после получения исходных данных. Также на стоимость будет влиять срочность оказания услуг.Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА НДС

    Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

    Ответственность за отсутствие проекта НДС предусмотрена в статьях 8.13 и 8.14. КОАП РФ.

    Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
    Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - влечет наложение административного штрафа:
    • на граждан – штраф от 500 до 1 000 рублей;
    • на должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей;
    • на юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
    Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, - влечет наложение административного штрафа:
    • на граждан – штраф от 3 000 до 5 000 рублей;
    • на должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей;
    • на ИП – штраф от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    Статья 8.14. Нарушение правил водопользования.
    Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа:
    • на граждан – штраф от 500-1000 рублей;
    • на должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей;
    • на ИП – штраф от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.



    Вернуться к списку