ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОМУ НЕОБХОДИМО ОПЛАЧИВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

С 2015 года введена обязанность производителей и импортеров товаров уплачивать экологический сбор в случаях невозможности самостоятельной утилизации отходов от использования их товаров после утраты ими потребительских свойств по каждой группе товаров, подлежащих утилизации (ч.2 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Реализация данного требования позволит возложить нагрузку по оплате расходов на переработку мусора именно на тех, кто производит или завозит в Российскую Федерацию продукцию.

Правила взимания экологического сбора (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1073.

Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р.

Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

То есть экологический сбор в отношении самой упаковки уплачивается производителем, импортером товаров в этой упаковке, а не производителем самой упаковки.

Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации, а также если готовые товары, упаковка товаров импортируются не в целях реализации потребителям, а для собственных нужд.

В случае, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Уплата экологического сбора
При подаче экологического сбора необходимо представлять такие документы как: Декларацию, Отчетность и Расчет сбора.

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств (в соответствии с постановлением ПРФ от 24.12.2015 № 1417).
Отчетность о выполнении нормативов утилизации (в соответствии с постановлением ПРФ от 08.12.2015 №1342).
Расчет суммы экологического сбора (приказ РПН от 22.08.2016 № 488).

Ставка экологического сбора
Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством РФ (ч.5 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 284 установлено что Минприроды России ежегодно, не позднее 1 сентября, должно вносить предложения размеров новых ставок на следующий год.

Расчёт экологического сбора
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (ч.6 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

В случае не достижения нормативов утилизации, экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактическим значением количества утилизированных отходов от использования товаров (ч.7 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

Согласно п.25 Правил в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.

В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

Основной целью является расчет суммы экологического сбора и своевременное его предоставление в территориальный орган Росприродназора.

Наличие расчет суммы экологического сбора позволит:
  • обеспечить стабильную работу предприятия в течение 1 года (отчетного периода);
  • избежать штрафов до 250 000 рублей (ст. 8.2 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.);
  • обеспечить стабильную работу предприятия без остановки производства.

ЭТАПЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА
  1. Расчет суммы экологического сбора.
  2. Предоставление в территориальный орган Росприроднадзора заполненной формы расчета суммы экологического сбора и необходимого пакета документов.
  3. Росприроднадзор в течение 3 месяцев со дня представления документов проверяет правильность исчисления суммы экологического сбора.
Расчет предоставляется посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

В случае отсутствия такой технической возможности расчет предоставляется в Росприроднадзор на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).

СРОКИ УПЛАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1073, уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляется в следующие сроки:
  • в 2016 году - до 1 февраля 2016 г. (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года);
  • начиная с 2017 года ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Начиная с отчетности за 2016 год, отчетным периодом по экологическому сбору является календарный год.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

Ответственность за непредставление Отчетности и за предоставление недостоверных сведений в Отчетности производители и импортеры могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.2. и 8.5. КоАП РФ №195-ФЗ от 30.12.2001 г.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа: 
  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц от 100 000 до 250 000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц от 20 000 до 80 000 тысяч рублей.
Вернуться к списку