Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ/ КОМУ НУЖНА ПРОГРАММА ПЭК
- ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПЭК
- ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЭК
- СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПЭК
- СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПЭК
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПЭК
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ/ КОМУ НУЖНА ПРОГРАММА ПЭК
Зачастую в ходе проверок соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды надзорными органами предъявляется требование о необходимости разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК) на предприятии.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (согласно приказу МПР от 16 марта 2017 года N 92).
В соответствии с ФЗ-№7 программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Указанное требование вступает в силу 01.01.2018, однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами.
Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (ст. 25 п.4) предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. На данный момент — это только проект акта.
Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока еще не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб. (ст.6 с внесением изменений в ст.8.5 и дополнением ст.8.5.1 и дополнение в ст.8.43)
При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).
Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:
- о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
- о фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПЭК
В соответствии с п.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды целями ПЭК являются:
- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
- обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЭК
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Согласно ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ одной из обязанностей юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" устанавливает обязанность по проведению юридическими лицами, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.
Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" устанавливает необходимость проведения натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров санитарно-защитной зоны. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов (п.4.5 ГОСТ Р 56062-2014):
- источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу;
- организованных и неорганизованных, стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- установки очистки газов;
- атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).
Производственный контроль в области обращения с отходами организуют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 26 Федерального закона от 24.06.1989 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики (п.4.7 ГОСТ Р 56062-2014):
- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;
- систем удаления отходов;
- объектов накопления, хранения и захоронения отходов, расположенных на промышленной площадке и (или) находящихся в ведении организации;
- систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении организации.
Пунктом 2 ст.39 Водного кодекса РФ установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205,устанавливает обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества физическими или юридическими лицами, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Учет должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.
Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) должна быть согласована с территориальным органом Росводресурсов.
Порядком установлены сроки, порядок и формы представления отчетности.
СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" устанавливает обязанность по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод, производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды, который предусматривается при:
- эксплуатации подземных вод в качестве источников водоснабжения;
- эксплуатации сооружений для разработки полезных ископаемых;
- эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов.
При осуществлении ПЭК за охраной водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики (п.4.6 ГОСТ Р 56062-2014):
- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием сточных вод;
- мест водозабора и учета используемой воды;
- выпусков сточных вод, в том числе очищенных;
- сооружений для очистки сточных вод и сооружений систем канализации;
- систем водопотребления и водоотведения;
- гидротехнических сооружений;
- подводных переходов;
- поверхностных и подземных водных объектов, пользование которыми осуществляется на основании разрешительной документации, а также территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" устанавливает обязанность по осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятийпри выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль включает (п.2.4 СП 1.1.1058-01):
1. наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
2. осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
4. контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
5. обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
6. ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
7. своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
8. визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПЭК
Программу ПЭК разрабатывают, как правило, на период не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать ПЭК в целях привидения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 30 рабочих дней со дня указанных изменений.
СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПЭК
Стоимость разработки программы экологического контроля определяется индивидуально.
Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПЭКОтветственность за отсутствие программы экологического контроля предусмотрена статьями 8.1., 8.2. и 8.5. КоАП РФ №195-ФЗ от 30.12.2001 г.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан – от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
- на ИП – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.