Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ/КОМУ НУЖЕН ПРОЕКТ ЗСО
- ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗСО
- ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗСО
- СРОКИ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ЗСО
- СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА ЗСО
- СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗСО
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ЗСО
Зона санитарной охраны (ЗСО) – территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений (ГОСТ 17.1.1.01-77).
Проектирование ЗСО источников питьевого водоснабжения, определение границ поясов и проведение мероприятий на территории ЗСО представляет весьма трудную задачу, т. к. при решении этой проблемы возникает множество вопросов, требуется большое количество материалов, временных и трудовых затрат.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Источниками загрязнения подземных вод являются (согласно ГОСТ 17.1.3.06-82 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод"):
- места хранения и транспортирования промышленной продукции и отходов производства;
- места аккумуляции коммунальных и бытовых отходов;
- сельскохозяйственные или другие угодья, на которых применяются удобрения, пестициды и другие химические вещества;
- загрязненные участки поверхностных водных объектов, питающих подземные воды;
- загрязненные участки водоносного горизонта, естественно или искусственно связанного со смежными водоносными горизонтами;
- участки инфильтрации загрязненных атмосферных осадков;
- промышленные площадки предприятий, поля фильтрации, буровые скважины и другие горные выработки.
- спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
- купание;
- стирка белья;
- водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
- определение границ зоны и составляющих ее поясов;
- план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
- правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО составляет неотъемлемую часть каждого проекта водоснабжения, без которой проект водоснабжения не может быть утвержден.
Согласно п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе 3 поясов:
- Первый пояс ЗСО (пояс строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
- Второй и третий пояса ЗСО (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Границы и режим ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Расчет поясов ЗСО исходит от конкретных условий. Так, согласно п.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 дальность распространения загрязнения зависит от:
- вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
- характера загрязнения (микробное или химическое);
- степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
- гидрогеологических или гидрологических условий.
Определение границ поясов ЗСО указано в СанПиН 2.1.4.1110-02.
Границы первого пояса
Согласно п.2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
Границы первого пояса устанавливаются на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод границы первого пояса устанавливаются как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения, на расстоянии не менее 50 м от водозабора и не менее 100 м от инфильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).
В границы первого пояса инфильтрационных водозаборов подземных вод включается прибрежная территория между водозабором и поверхностным водоемом, если расстояние между ними менее 150 м.
Границы второго и третьего поясов
При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от (п.2.2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02):
- типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
- величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
- гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
Границы второго пояса ЗСО определяются гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основным параметром, определяющим расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Т). При определении границ второго пояса Т принимается по Таблице 1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Границы третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяются гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного Т.
Т принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора - 25-50 лет).
Если запасы подземных вод обеспечивают неограниченный срок эксплуатации водозабора, третий пояс должен обеспечить соответственно более длительное сохранение качества подземных вод.
Для инфильтрационного водозабора подземных вод необходимо устанавливать второй и третий пояса ЗСО и для поверхностного водоема, питающего его, в соответствии с п.п.2.3.2 и 2.3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02.
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗСООтсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН 2.1.4.1110-02.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Проект позволит Вам:
- защитить источники водоснабжения и водопроводных сооружений от загрязнения;
- позволит доказать инспектирующим органам, что Ваша деятельность не наносит вреда ни населению, ни окружающей среде;
- избежать штрафов до 500 000 рублей (глава VIII КоАП РФ);
- обеспечить стабильную работу предприятия без остановки производства.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗСО
СРОКИ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ЗСО
СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА ЗСО
Действие проекта ЗСО – бессрочно.
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению центра гигиены и санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных (согласно СанПиН2.1.4.1110-02).
СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗСО
Стоимость разработки проекта организации зон санитарной охраны (ЗСО) устанавливается индивидуально после получения первичных исходных данных.
Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.
В зависимости от потребностей Заказчика, мы стараемся найти индивидуальный подход, который основан на финансовых возможностях и потребностях Заказчика.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ЗСО
Ответственность за отсутствие проекта ЗСО предусмотрена ст. 8.13-8.15 и п.2 ст.8.42 КоАП РФ.
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – штраф от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей;
- на юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
- на граждан – штраф от 3 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей;
- на ИП – штраф от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – штраф от 500-1000 рублей;
- на должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей;
- на ИП – штраф от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.
Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, - влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц - от 10 000 до 15 000 рублей;
- на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.