ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОМУ НУЖЕН ПРОЕКТ ОВОС

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. ОВОС представляет собой документ, комплексно описывающий все виды воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации.

Раздел ОВОС входит в план мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС). 

При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

Разработка проекта ОВОС крайне необходима для снижения или полной нейтрализации негативных факторов, проявляющихся в результате работы промышленных объектов. В процессе разработки проекта ОВОС проводится глубокий и всесторонний анализ воды, почвы и воздуха. Кроме того, территория исследуется на историческую и природную уникальность.

Отличие раздела ОВОС от раздела ООС заключается в том, что разработка проекта ОВОС проводится на предпроектной стадии с целью обоснования инвестиций в строительство с учетом возможных негативных воздействий на окружающую среду при строительстве/реконструкции объектов, а разработка проекта ООС осуществляется как обязательный раздел проектной документации в ходе ее разработки для строительства/реконструкции зданий и сооружений и содержит комплекс мероприятий по сохранению экологической безопасности территории.

Проект ООС – очень важная составляющая проектной документации, поскольку от него зависит начало строительства. Только после соблюдения всех условий выполнения мероприятий по охране окружающей среды строительство или реконструкция могут быть допущены.

Необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) установлена статьей 32 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

Основные принципы ОВОС (согласно разд.II Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (далее - Положение), утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372):
  • предотвращение потенциальной экологической опасности;
  • проведения государственной экологической экспертизы;
  • недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду;
  • оценка альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • анализ и учит экологических и иных последствий;
  • рассмотрение альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности);
  • учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы.
Основные задачи ОВОС:
  • Выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду территории реализации проекта намечаемой деятельности.
  • Прогноз и оценка возможных изменений окружающей среды, которые могут произойти вследствие оказанных негативных воздействий в результате осуществления намечаемой деятельности.
  • Предсказание и упорядочение по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.
  • Учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.
Информирование и участие общественности в процессе ОВОС
Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения ОВОС, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

В соответствии с п.п.4.1 Положения информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

Результаты ОВОС
Результатом проведения ОВОС является информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.

Результаты ОВОС предоставляются при прохождении госэкспертизы, в соответствии с требованиями п.25 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

На основании проекта ОВОС выдаются санитарно-эпидемиологические заключения в соответствии с:
  • Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок";
  • Приказом Роспотребнадзора от 12.08.2010 г. № 309 "О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224".
Результаты ОВОС отражаются в составе проектной документации, в разделе "Мероприятия по охране окружающей среды", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.


ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ОВОС

Основной целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических, экологических и других последствий.

В результате разработки проекта ОВОС будет подготовлена информация о масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной деятельности, оценке экологических и иных последствий воздействия, их значимости, а также возможности их уменьшения.   

Наличие проекта позволит:
  • принятия решения о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности;
  • избежать штрафных санкций до 150 000 рублей (согласно ст. 8.4. КоАП РФ).

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ОВОС
Процесс разработки проекта ОВОС состоит из нескольких этапов, для проведения которых необходим определенный набор документов. По окончании процесса должен быть представлен документ, в основе которого лежат результаты прошедшей операции.

1 этап. Уведомление о намерениях

В ходе первого этапа заказчик:
  • подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
  • информирует общественность в соответствии с пп.4.2, 4.3 и 4.4 Положения с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления;
  • проводит предварительную оценку по основным положениям п.3.2.2 Положения и документирует ее результаты;
  • проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
  • о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
  • о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
  • о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание ОВОС (далее - ТЗ), учитывая требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. 

2 этап. Исследования и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС

Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:
  • определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов) (п.3.2 Положения).
3 этап. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса ОВОС на стадии обсуждения (в соответствии с разделом 4 Положения). 

Если в связи с поступившими замечаниями и предложениями необходимо внести изменения, то проводится корректировка проекта.

В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация:
  • об учете поступивших замечаний и предложений;
  • протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
Окончательный вариант материалов по ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Участие общественности в ОВОС может осуществляться:
на этапе представления первоначальной информации;
на этапе проведения ОВОС и подготовки обосновывающей документации.
Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы ОВОС на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу, которая и определяет законность и безопасность проекта (п.3.3 Положения).

СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА ОВОС

Стоимость разработки проекта ОВОС зависит от характеристик проектируемого объекта, от объемов выполнения работ, срочности оказания услуг.

Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.

В зависимости от потребностей Заказчика, мы стараемся найти индивидуальный подход, который основан на финансовых возможностях и потребностях Заказчика.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ОВОС

Ответственность за отсутствие проекта ОВОС предусмотрена ст. 8.1. и 8.4. КоАП РФ №195-ФЗ от 30.12.2001г.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан – от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.
Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

Часть 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Часть 2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан – от 2 000 до 2 500 рублей;
  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 150 000 рублей.
Вернуться к списку