Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КТО ВНОСИТ ПЛАТУ ЗА НВОС
- ЦЕЛИ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
- КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЛАТЫ ЗА НВОС
- ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
- ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О ПЛАТЕ ЗА НВОС
- СТОИМОСТЬ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
Одним из основополагающих принципов законодательства РФ в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны. Обязанность по внесению платы за НВОС возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) плата за НВОС взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС не вносят юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории (согласно п.1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
Контролирующим органом является Росприроднадзор, который осуществляет:
- прием декларации о плате за НВОС;
- контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения.
Согласно ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, ставки платы за НВОС устанавливаются за:
- выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ,
- за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 утверждены ставки платы за загрязнение окружающей среды.
ЦЕЛИ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
Основной целью отчетности по расчету платы за НВОС, является получения права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на природу.
Наличие документации позволит:
- сократить негативное воздействие на окружающую среду;
- рационально использовать природные ресурсы;
- избежать штрафов до 100 000 рублей (согласно ст. 8.41. КоАП РФ).
КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЛАТЫ ЗА НВОС
При расчете размера платы за НВОС, в зависимости от ситуации с источником загрязнения, применяются повышающие и понижающие коэффициенты.
С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за НВОС к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты (п.8 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ)):
- коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 1 - объем или массу:
- выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
- коэффициент 5 - за объем или массу:
- выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
- коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
- коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
- коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
- коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
- коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
- коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
- коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
Субъекты малого и среднего предпринимательства вносят платежи за НВОС ежегодно до 1 марта.
Остальные субъекты вносят платежи квартально до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков.
При отсутствии разрешительной экологической документации (разрешение на выбросы, сбросы и т.д.) плата за НВОС рассчитывается как сверхнормативная:
- при отсутствии у организации проекта ПНООЛР сумма платежа увеличивается в 5 раз;
- при отсутствии проекта ПДВ сумма платежа увеличивается в 25 раз.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О ПЛАТЕ ЗА НВОС
Декларация представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Декларация формируется путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Росприроднадзором.
Лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную Декларацию за данный отчетный год до 10-го марта года, следующего за отчетным:
- при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им Декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений;
- неполноты отражения сведений;
- ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению.
Лица, обязанные вносить плату, имеют право предоставить Декларацию в виде электронного документа или на бумажном носителе:
Электронный документ
Декларация о плате в форме электронного документа представляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В данном случае приложение Декларации на бумажном носителе не требуется.
Датой представления Декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре.
Предоставление Декларации в центральный аппарат Росприроднадзора возможно только в форме электронного документа.
Бумажный носитель
Декларация на бумажном носителе предоставляется в следующих случаях:
- при отсутствии у лица технической возможности подключения к сети "Интернет";
- при отсутствии у лица электронной подписи;
- при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей. В этом случае также в обязательном порядке предоставляется копия Декларации на электронном носителе.
- лично или через уполномоченного представителя лица, обязанного вносить плату;
- направить в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.
- отметка территориального органа Росприроднадзора о получении Декларации;
- дата почтового отправления при предоставлении по почте.
При выявлении в результате заполнения Декларации излишне уплаченных сумм платы за НВОС, они подлежат возврату по заявлению лиц или зачету в счет будущего отчетного периода (ч.2 ст.16.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Росприроднадзор должен осуществить процедуру зачета или возврата излишне уплаченной платы в срок, не более 3 месяцев с момента получения заявления от природопользователя.
При проведении проверки декларации о плате составляется Акт проведения контроля за исчислением платы в течение 20 рабочих дней со дня ее представления природопользователем.
СТОИМОСТЬ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
Стоимость зависит от объема и сложности работ и устанавливается индивидуально после получения первичных исходных данных.
Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС
Ответственность за отсутствие или несвоевременной внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьями 8.41 и 8.5 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.