ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КТО ВНОСИТ ПЛАТУ ЗА НВОС

Одним из основополагающих принципов законодательства РФ в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны. Обязанность по внесению платы за НВОС возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) плата за НВОС взимается за следующие его виды:
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на всей территории Российской Федерации.

Плату за НВОС не вносят юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории (согласно п.1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

Контролирующим органом является Росприроднадзор, который осуществляет:
  • прием декларации о плате за НВОС;
  • контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения.
Ставки и нормативы платы
Согласно ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, ставки платы за НВОС устанавливаются за:
  • выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ,
  • за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
При исчислении платы за НВОС в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.

Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 утверждены ставки платы за загрязнение окружающей среды.


ЦЕЛИ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС

Основной целью отчетности по расчету платы за НВОС, является получения права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на природу.

Наличие документации позволит:
  • сократить негативное воздействие на окружающую среду;
  • рационально использовать природные ресурсы;
  • избежать штрафов до 100 000 рублей (согласно ст. 8.41. КоАП РФ).

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЛАТЫ ЗА НВОС

При расчете размера платы за НВОС, в зависимости от ситуации с источником загрязнения, применяются повышающие и понижающие коэффициенты.

С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за НВОС к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты (п.8 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ)):
  • коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • коэффициент 1 - объем или массу:
- размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

- выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • коэффициент 5 - за объем или массу:
- отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

- выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
  • коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты (п.6 ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ):
  • коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
  • коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
  • коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС

Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин. 

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Субъекты малого и среднего предпринимательства вносят платежи за НВОС ежегодно до 1 марта.

Остальные субъекты вносят платежи квартально до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков.

При отсутствии разрешительной экологической документации (разрешение на выбросы, сбросы и т.д.) плата за НВОС рассчитывается как сверхнормативная:
  • при отсутствии у организации проекта ПНООЛР сумма платежа увеличивается в 5 раз;
  • при отсутствии проекта ПДВ сумма платежа увеличивается в 25 раз.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О ПЛАТЕ ЗА НВОС

Декларация представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Декларация формируется путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Росприроднадзором.

Лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную Декларацию за данный отчетный год до 10-го марта года, следующего за отчетным:
  • при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им Декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений;
  • неполноты отражения сведений;
  • ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению.
Для нескольких объектов, оказывающих НВОС, но располагающихся в пределах территории одного субъекта РФ, предоставляется одна Декларация. В случае расположения указанных объектов на территориях нескольких субъектов РФ, по каждому субъекту предоставляется отдельная Декларация.

Лица, обязанные вносить плату, имеют право предоставить Декларацию в виде электронного документа или на бумажном носителе:

Электронный документ

Декларация о плате в форме электронного документа представляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В данном случае приложение Декларации на бумажном носителе не требуется.

Датой представления Декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре.

Предоставление Декларации в центральный аппарат Росприроднадзора возможно только в форме электронного документа.

Бумажный носитель

Декларация на бумажном носителе предоставляется в следующих случаях:
  • при отсутствии у лица технической возможности подключения к сети "Интернет";
  • при отсутствии у лица электронной подписи;
  • при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей. В этом случае также в обязательном порядке предоставляется копия Декларации на электронном носителе.
Декларации на бумажном носителе предоставить можно:
  • лично или через уполномоченного представителя лица, обязанного вносить плату;
  • направить в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.
При представлении Декларации датой представления считается:
  • отметка территориального органа Росприроднадзора о получении Декларации;
  • дата почтового отправления при предоставлении по почте.
При обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год до истечения срока подачи самой декларации. То есть до 10 марта.

При выявлении в результате заполнения Декларации излишне уплаченных сумм платы за НВОС, они подлежат возврату по заявлению лиц или зачету в счет будущего отчетного периода (ч.2 ст.16.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Росприроднадзор должен осуществить процедуру зачета или возврата излишне уплаченной платы в срок, не более 3 месяцев с момента получения заявления от природопользователя.

При проведении проверки декларации о плате составляется Акт проведения контроля за исчислением платы в течение 20 рабочих дней со дня ее представления природопользователем.

СТОИМОСТЬ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС

Стоимость зависит от объема и сложности работ и устанавливается индивидуально после получения первичных исходных данных.

Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НВОС

Ответственность за отсутствие или несвоевременной внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьями 8.41 и 8.5 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.

Вернуться к списку