ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОМУ НУЖЕН ПРОЕКТ СЗЗ
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, расположенная вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер санитарно-защитной зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Необходимость разработки настоящего проекта регламентирована Федеральным Законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 20), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция), СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Разработка проекта санитарно-защитной зоны особенно актуальна сейчас, т.к. в данный момент наблюдается дефицит свободных земель, которые пригодны для строительства жилого фонда в городских пределах.

За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Проект может разрабатываться совместно или после разработки проекта ПДВ на предприятии, т.к. в проекте СЗЗ используются все расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:
1. Расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона. Выполняется на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.) согласно п. 2.2 СанПиН-2.2.1/2.1.1.1200-03.
2. Установленная (окончательная) санитарно-защитная зона. Выполняется на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Для определения размеров санитарно-защитной зоны разработана и отражена в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классификация предприятий, за каждым классом которой утверждены определенные размеры СЗЗ:
  • предприятия I класса — 1000 м;
  • предприятия II класса — 500 м;
  • предприятия III класса — 300 м;
  • предприятия IV класса — 100 м;
  • предприятия V класса — 50 м.
Требования СанПиНа 2.2.1_2.1.1.1200-3 распространяются на юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией вновь строящихся, реконструируемых объектов и производств.

Проект ориентировочного размера санитарной зоны разрабатывают все объекты I-III классов опасности.

Если предприятие относится к IV-V классам опасности и гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ разрабатывать не нужно. Однако, при поступлении жалоб со стороны населения Роспотребнадзор производит замеры, и если результаты показали превышения нормативов качества окружающей среды, то в данном случае понадобится установление санитарно-защитной зоны.

Таким образом, проект СЗЗ не разрабатывается в случаях, если:
  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны.

ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СЗЗ
Основной целью назначения санитарно-защитной зоны является снижение уровня воздействия на среду обитания и здоровье человека до требуемых нормативов, а также:
  • минимизирование воздействия вредоносных факторов производства на окружающую среду и здоровье человека. Это касается как превышения уровня шума от работы оборудования, так и выбросов химических микроэлементов в атмосферу, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители;
  • создание санитарно-защитного и эстетического барьера между промышленным предприятием и территорией жилой застройки;
  • озеленение дополнительных площадей в целях фильтрации атмосферного воздуха, экранирования, ассимиляции и повышения комфортности микроклимата района.

  • Проект позволит Вам:
  • определить возможность строительства объекта в пределах населенных пунктов;
  • принять обоснованные решения по строительству объекта с технической, экологической, социальной и экономической точек зрения;
  • доказать инспектирующим службам, при возникновении жалоб, что строительство Вашего здания или производственная деятельность в нём не наносит вреда ни населению соседствующих домов, ни окружающей среде;
  • избежать штрафов до 100 000 рублей (главы 6 и 8 КоАП РФ);
  • обеспечить стабильную работу предприятия без остановки производства.

  • ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СЗЗ
    1) сбор исходной информации для разработки проекта СЗЗ;
    2) анализ полученных данных (при необходимости проведение замеров на источниках выбросов, источниках шумового воздействия с привлечением аккредитованной лаборатории);
    3) оценка рисков для здоровья человека (только для предприятий I и II класса опасности);
    4) разработка проекта СЗЗ;
    5) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;
    6) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект расчетной СЗЗ;
    7) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;
    8) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект окончательной СЗЗ;
    9) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;
    10) внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

    СРОКИ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА СЗЗ
    Проект СЗЗ может существовать в двух видах:
  • расчётная СЗЗ (проект обоснования (сокращения) границ санитарно-защитной зоны);
  • окончательная СЗЗ (установление окончательной границы санитарно-защитной зоны с её нанесением на градостроительные карты архитектуры). Важное замечание: окончательная СЗЗ – это продолжение работы расчётной СЗЗ.

  • Срок разработки проекта расчетной СЗЗ (без учета согласования в контролирующих органах) может составлять от 2х недель до 6 месяцев в зависимости от сложности объекта и количества источников негативного воздействия на атмосферный воздух.

    Проектирование и согласование РАСЧЕТНОЙ СЗЗ:
  • сбор исходной информации, включая получение необходимых справок от сторонних организаций (срок от 15 календарных дней);
  • лабораторные замеры факторов физического воздействия (шум, ЭМП, вибрация) (срок от 10 календарных дней);
  • разработка отчета об оценке рисков для здоровья человека (только для предприятий I и II класса опасности). Срок рассмотрения определяется индивидуально, в зависимости от сложности объекта;
  • разработка проекта расчетной СЗЗ (от 30 календарных дней, разработка начинается после предоставления всех запрашиваемых данных);
  • санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта расчетной СЗЗ, по результатам которой выдается экспертное заключение. Срок проведения экспертизы зависит от сложности объекта. По регламенту срок рассмотрения документов может составлять до 60 календарных дней;
  • подготовка пакета документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  • сопровождение документов в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) до момента получения санитарно-эпидемиологического заключения. Срок рассмотрения документов в Роспотребнадзоре составляет до 30 календарных дней.

  • Проектирование и согласование УСТАНОВЛЕННОЙ (окончательной) СЗЗ:
  • анализ данных мониторинга и корректировка проекта (до 30 календарных дней);
  • санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта окончательной СЗЗ (до 30 календарных дней);
  • получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре (до 30 календарных дней);
  • получение санитарно-эпидемиологического заключения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (только для предприятий I и II класса опасности). Срок рассмотрения может достигать полугода.

  • Сроки разработки проекта СЗЗ определяются Договорными обязательствами и могут быть изменены по желанию Заказчика. Наши специалисты приложат максимальные усилия для обеспечения желаемых сроков разработки проекта СЗЗ Заказчика, что позволит избежать или минимизировать негативные последствия от отсутствия экологической документации.

    Компания СибЭкоПартнер обеспечивает полное сопровождение процедуры согласования разработанного проекта СЗЗ. При наличии каких-либо замечаний со стороны контролирующих органов, наши специалисты оперативно устраняют их и производят доработку проекта.

    СРОК ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА СЗЗ
    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не регламентирует сроки действия проекта СЗЗ.

    Таким образом, если в санитарно-эпидемиологическом заключении не указан срок действия проекта, то проект СЗЗ будет считаться бессрочным. СЗЗ утверждается на полный срок существования предприятия. Пересмотр проекта СЗЗ происходит в случае, если изменяются технологические процессы на предприятии, появляются изменения планов смежных землепользователей или начинается застройка близлежащих территорий.

    Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности.

    СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СЗЗ
    Стоимость работ по разработке проекта обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) зависит от объема и сложности работ и устанавливается индивидуально после получения первичных исходных данных.

    Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.

    Минимальная стоимость разработки проекта расчетной СЗЗ (включая сопровождение процедуры согласования) составляет от 60 000 руб.

    Стоимость годовых натурных замеров определяется по программе контроля проекта расчётной СЗЗ, т.е. определяется индивидуально и может быть посчитана только после разработки проектных материалов.

    Стоимость подготовки проекта окончательной СЗЗ определяется классом опасности предприятия и сложностью работ.

    В зависимости от потребностей Заказчика, мы стараемся найти индивидуальный подход, который основан на финансовых возможностях и потребностях Заказчика.

    Для более точного и оперативного определения стоимости разработки проекта СЗЗ рекомендуем заполнить следующую форму – опросник СЗЗ.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА СЗЗ
    Ответственность за отсутствие проекта СЗЗ предусмотрена КоАП РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ), глава 8 и 6 соответственно.

    Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

    Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан – штраф от 1000-2000 рублей;
  • на должностное лицо – штраф от 2000 до 5000 рублей;
  • на юридическое лицо – штраф от 20 000 до 100 000 рублей.

  • Статья 6.3.
    Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц от 500 до 1000 рублей;
  • на ИП от 500 до 1000  рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Вернуться к списку